Город Москва
Город Санкт-Петербург
Московская область
Астраханская область
Белгородская область
Владимирская область
Калужская область
Кировская область
Костромская область
Оренбургская область
Пензенская область
Пермский край
Псковская область
Республика Башкортостан
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Республика Карачаево-Черкесия
Ростовская область
Самарская область
Саратовская область
Смоленская область
Тверская область
Томская область
Чеченская Республика
Город Москва
Город Санкт-Петербург
Московская область
Астраханская область
Белгородская область
Владимирская область
Калужская область
Кировская область
Костромская область
Оренбургская область
Пензенская область
Пермский край
Псковская область
Республика Башкортостан
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Республика Карачаево-Черкесия
Ростовская область
Самарская область
Саратовская область
Смоленская область
Тверская область
Томская область
Чеченская Республика
Офисы 8 (800) 333-60-03

Как сохранить хорошую осанку

Правильная осанка – это то, к чему надо приучать с детства, потому что последствия хорошо известны. Однако начать работать с осанкой во взрослом возрасте тоже полезно.

Как избежать нарушения осанки, рассказывает Марина Хамурзова, аспирант кафедры неврологии и нейрохирургии РГМУ, врач-невролог ГКБ№12.

Как выглядит нарушение осанки

«Что такое осанка? Это поза, которую принимает человек по привычке, когда он стоит или сидит, не применяя при этом какое-либо мышечное напряжение, — объясняет Хамурзова. — Осанка, конечно, зависит от формы позвоночника».

Есть несколько видов нарушения осанки. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей.

Отклонение позвоночника в сторону — сколиоз. В передне-заднем направлении — сутулость, круглая спина, кругловогнутая спина, плоская спина, плосковогнутая спина.

Также встречаются патологические формы естественных изгибов позвоночника – шейного и поясничного лордоза и грудного кифоза.

Как начинаются нарушения осанки у взрослых?

Несмотря на то, что формирование нормальной осанки происходит в детском возрасте, ее нарушение может появиться в результате профессиональной деятельности, связанной с длительным нахождением в одной позе: работа за столом с постоянно наклоненной головой, просто неправильная поза на стуле, привычная неправильная осанка.

Кроме того, на осанку сильно влияют дефекты стопы – плоскостопие и косолапость. Их надо определить еще в раннем детстве и попытаться скорректировать при помощи специальной обуви или вкладышей – супинаторов.

«Ношение высокого каблука тоже способно испортить осанку, — говорит Хамурзова. — Не забывайте, что каждый сантиметр каблука добавляет и без того не очень защищенной спине нагрузку, равную 10–15 килограммам».

К чему приводит?

Нарушение осанки – это не только косметическая проблема, но предвестник серьезных неврологических проблем в будущем.

Как и остеохондроз, нарушение осанки способно повредить позвоночник – особенно в наиболее подвижных шейном и поясничном его отделах.

Закономерный результат: боли в спине, снижение подвижности позвоночника и невозможность долго сидеть или стоять без неприятных ощущений.

Искривление позвоночника в шейном отделе вызывает нарушение кровоснабжения головного мозга за счет сдавливания сосудов. Это приводит к постоянным головным болям, снижению работоспособности, слабости, головокружениям. А если в «зажим» попадают и нервные волокна, человек может чувствовать онемение или боли в руках, груди и области сердца.

Как избежать нарушения осанки?

  1. При работе сидя как можно чаще меняйте положение телa. Оптимально – раз в 15 минут. Для этого можно отклоняться в одну или другую сторону, время от времени немного изменять положение рук, ног и головы.
  2. Через каждые 30–40 минут вставайте на 2–3 минуты для небольшой разминки.
  3. Если вам приходится много времени проводить за рабочим столом, стремитесь к тому, чтобы спина в месте изгибов прочно опиралась на спинку стула или кресла.
  4. Сидите за столом прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища.
  5. Чтобы масса тела чрезмерно не давила на позвоночник, вес корпуса должен равномерно распределяться на ягодицы, а это невозможно, если вы постоянно сидите на мягкой мебели. Поэтому постарайтесь найти стул, на котором сидите, пожестче.
  6. Высота стула (или кресла) должна соответствовать длине голени. То есть, высота сиденья в таком случае приходится на уровень согнутого колена, а ноги упираются в пол. Если у вас слишком маленький рост — подставьте под ноги небольшую скамеечку.
  7. Чаще меняйте положение ног под столом. Этим вы уменьшаете нагрузку на позвоночник.
  8. Старайтесь спать на жесткой постели и подбирайте высоту и форму подушки в зависимости о того, как вы привыкли спать – на животе, боку или спине. Поддержка головы, шеи и плечевого пояса при разных позах должна отличаться. Подушка для любителей спать на животе обычно маленькая и тонкая. Для спящих преимущественно на спине – более объемная, предупреждающая запрокидывание головы и искривление шеи. А тем, кто спит на боку, стоит выбрать подушку такой высоты и жесткости, чтобы позвоночник оставался ровным.
  9. Старайтесь как можно больше двигаться. Обращайте внимание на то, чтобы в движении были задействованы все крупные группы мышц – и обязательно мышцы спины. Ведь от их состояния зависит и правильное положение позвоночника.
  10. Как сохранить осанку

    Нарушение осанки происходит не только в детском возрасте, и причиной этому становится в основном неправильная поза при сидячей работе. Основные последствия – хронические боли и нарушение кровоснабжения мозга. А профилактика очень проста: больше двигаться и подобрать удобную мебель.

    Упражнения, направленные на коррекцию осанки:

    "Зёрнышко"

    И.П. сесть на корточки. Пятки на полу. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперёд, опустив голову. Чуть наклонить туловище.

    1. Медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони.
    2. Руки через стороны опустить вниз. Дыхание произвольное.

    "Змея"

    И.П. лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре около груди на полу.

    1. Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад. Задержаться нужное время. Живот лежит на полу.
    2. Медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й .

    "Змея" (усложнение)

    И.П. лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре около груди ладонями вниз.

    1. Медленно поднимаясь на руках, одновременно прогнуться, насколько возможно, и, поворачивая голову вправо, посмотреть на пятки.
    2. Медленно вернуться в и.п.

    "Кобра"

    И.П. лечь на живот, руки сложить за спиной так, чтобы кисти рук тыльной стороной касались ягодиц. Пальцы рук переплетены.

    1. Плавно, без рывков поднять голову, затем грудь и верхнюю часть живота как можно выше, прогнуться, руки оторвать от ягодиц. Задержаться нужное время.
    2. Вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й

    "Ящерица"

    И.П. лечь на живот, руки расположить вдоль тела, ладони положить на пол.

    1. Поднять прямые ноги насколько возможно вверх, опираясь о пол руками, грудью и подбородком. Задержаться нужное время.
    2. Вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й.

    Развитие памяти у студентов

    Когда студент попадает в учебное заведение, то первое время полностью отдаётся учебе. В его голове появляется огромное количество новой информации, которую необходимо разложить по полочкам и обязательно «переварить». С непривычки сделать это очень сложно, поэтому на первой сессии не стоит удивляться, если в голове преобладает сплошная «каша».

    Вот тут и начинаются провалы в памяти, которые для самого студента становятся истинной неожиданностью. Когда из головы необходимо достать что-то важное, а оно просто исчезло, начинается паника, а итоговая оценка, как правило, снижается не на один балл. Объяснить такие провалы в памяти легко и просто, вот как раз на эту тему стоит поговорить подробнее.

    1. Растерянность. Есть та категория студентов, которые, несмотря на свое прилежное обучение, в период сессии не могут собраться и взять себя в руки. Причин такому состоянию множество, в частности, пристальный взгляд преподавателя, непрочность знаний по конкретному вопросу, напряженная обстановка в аудитории, да что там говорить – даже желание покушать и урчание в животе заметно путают мысли.

    2. Паника. Многие учащиеся вузов панически боятся экзаменов, а при ответе на важные вопросы их мысли и вовсе путаются. Одного только взгляда преподавателя вполне достаточно, чтобы память напрочь отшибло, а говорить о положительной оценке за экзамен в данном случае уж точно не приходится.

    3. Притворство. Однако имеются и те студенты, которые попросту делают вид, что сильно нервничают и все забыли. На самом деле они просто не подготовились, но при экзаменационной комиссии театрально изображают волнительные провалы в памяти и тщетные попытки их восполнить.

    4. «Передоз» информации. Бывают и такие ситуации, когда студент настолько тщательно подготовился к экзамену, что голова от полученной информации стала не только «закипать», но и постепенно очищать мозг от полученной информации.

    Многие называют такое явление «зазубрить», когда студент при качественно изучении материала экзаменационных билетов в самый ответственный момент понимает, что все забыл. Так что избыток знаний до добра тоже не доведет.

    5. Специфический склад ума. Лично я встречала таких выпускников вуза, которые блестяще разбирались в том или ином предмете, но на экзамене перед экзаменационной комиссией не могли произнести ни одного внятного слова. Такой подступивший ступор лично я никогда не могла понять, но опять-таки факт остается фактом.

    Так что теперь становится понятно, что способности памяти порой преподносят студенту самые неожиданные сюрпризы, причем не в самый подходящий для этого момент.

    Так что в таких ситуациях обязательно требуется тренировка ума, и чем скорее, тем лучше! В противном случае можно не только стипендии лишиться, но и оказаться в числе претендентов на вылет.

    Как быстро и правильно тренировать память?

    Когда у меня возникают проблемы с памятью, я всегда вспоминаю родную бабушку, которая после 60 лет резко увлеклась кроссвордами; хотя до этого терпеть не могла это занятие. Когда же в один прекрасный день я поинтересовалась, в чем причина ее нового хобби, рассказала о колоссальной пользе кроссвордов для памяти.

    Оказывается, ученые доказали, что такие ребусы и шарады способны предотвратить развитие старческого склероза, который, по сути, является необратимым спутником пенсионного возраста. Вот моя старушка и начала таким способом тренировать память, отчаянно сражаясь с первыми признаками старости.

    Так что одним из способов, как студенту развить память, могу предложить кроссворды, которые сегодня, как известно, преобладают в свободной продаже. Однако есть и более легкие тренировки, не требующие дополнительных финансовых затрат, но хорошо известные в медицинском мире.

    Официальные методы тренировки памяти

    Метод Айвазовского. Для его выполнения необходимо пять минут свободного времени, которые посвятить внимательному изучению того или иного предмета. Его требуется рассмотреть в самых мельчайших подробностях, а после закрыть глаза и в таком же виде отобразить в своем сознании используя все моменты, нюансы и подробности.

    Если студент дополнительно обладает художественными способностями, то готовую картинку будет лучше всего перенести на бумагу, чтобы потом можно было внимательно сравнить с оригиналом и выполнить в уме так называемую «работу над ошибками».

    Этот научный метод прекрасно тренирует зрительную память, а повторять предложенное упражнение можно по несколько раз в день (чем чаще, тем лучше). Аналогичным образом действуют и таблицы Шульте, но студенту вовсе необязательно влезать в такие дебри.

    Метод чтения вслух. Иногда у студентов менее развита слуховая память, что создает определенные трудности на лекциях при записи важных конспектов. Если учащийся понимает присутствие проблемы, то должен заняться тренировкой именно этого вида памяти. Для этого требуется больше читать вслух, а после пересказывать про себя полученную информацию.

    Аналогичным образом действуют стихи, которые желательно каждый раз учить наизусть. Если посвятить таким несложным тренировкам пару по несколько минут в день, то по истечению данного срока прогресс будет уже очевиден.

    Простые способы тренировки памяти

    Заставить студента рисовать по памяти картины, когда он конспект с трудом ведет, задача не из легких. Что же говорить о стихах наизусть, когда домашнее задание начинается выполняться лишь в преддверье зачетной недели! Нет, это все способы больше подходят для сознательных студентов, но никак не для современных лоботрясов, для которых учеба в вузе – это больше игра под названием «Верю – не верю».

    Однако в любом случае тренировать память надо, и простых способов для этого предостаточно:

    Способ первый. Каждый раз по дороге в вуз рекомендуется прокладывать для себя совершенно новый маршрут, которым после окончания пар и возвращаться домой. Если утром запомнить дорогу туда, а вечером воспроизвести без ошибок путь обратно, то можно смело считать, что проблемы с памятью уже окончательно решены.

    Способ второй. Сегодня в интернете имеется достаточное количество онлайн – игр на концентрацию внимания, которые позволяют не только тренировать память, но и логическое мышление, воображение и силу воли.

    Например, в известной Игре «Кот Том» имеется мини – игра под названием «Память», которая как раз и позволяет тренировать память и уметь сосредотачивать внимание.

    Способ третий. Если вы попадаете в незнакомую компанию, где с вами все знакомятся, то основной тренировкой памяти станет запоминание всех новых имен. Когда люди рассосутся, необходимо каждого нового знакомого провести взглядом и про себя вспомнить его имя.

    Для большего экстрима не помешает подойти к нему и лично обратиться, проверяя способности своей памяти. Пару неудобных ситуаций при ошибках, и резервы памяти очень быстро восстановятся.

    Способ четвертый. Хорошей тренировкой памяти становится воспроизведение синонимов или антонимов. Для себя требуется выбрать одно слово, а после подобрать к нему максимальное количество приближенных по смыслу и в корне противоположных значений.

    Здесь лучше всего говорить вслух, поскольку так память гораздо лучше работает и запоминает.

    Способ пятый. Достать колоду карт и выложить из нее пять карт картинками вверх. Хорошенько запомнить все изображения и их последовательность, а после перевернуть картинками вниз.

    Затем говорить название карты и проверять себя. Чем больше изображений будет отгадано, тем лучше у студента показатели памяти. Постепенно можно усложнять себе задачу, а доставать из колоды не 5, а уже 7 или 9 карт (смотря по своим возможностям).